Застежки для брошки

Название поста – умышленная тавтология. Броши поначалу наследовали функционал у своих предшественниц – булавок, фибул,  аграфов и пр. Их назначение – сводить вместе ткани, выполняя роль застежек и заколок. Видимо, по мере развития пуговиц, шнуровок и пр. молний, броши становились все менее функциональными и теперь это “ювелирное изделие, прикалываемое на одежду”. Но оборотной стороной каждой броши все еще является заколка или застежка. Заколка, если прокалываем. Застежка, если цепляем, зажимаем или вдеваем.


Маркиза де Севинье, портрет работы Клода Лефебвра. Холст, масло, музей Карнавале, Париж
Это Маркиза де Севинье. С ее именем связывают популярность брошей в XVII веке. Она совместила подвязки и бант, который можно было цеплять на одежду,  и так появилась корсажная брошь.

Историю брошей оставлю историкам моды. Мне интересна именно заколка или застежка, которая скрывается за украшением. Причем ее утилитарный аспект. Кажется, это мелочь, но она во многом определяет, что можно сделать с брошью, насколько комфортно ею будет пользоваться и как долго она прослужит. В примерах буду обращаться к своей коллекции, а где не получится – к другим источникам. В поисках ответа на вопросы: куда и как бы это пришпандорить? – буду рассказывать
– про конструктивные особенности застежки
– зачем ее придумали и как использовали раньше
– как можно использовать теперь
– об очевидных достоинствах и
– скрытых недостатках. А в конце поделюсь аспектами, которые хорошо бы учесть, выбирая себе брошь по застежке.

Булавки и иглы
Самый простой способ прикрепить одно к другому – это булавка. То есть игла с расширением наверху, которое будет препятствовать проскальзыванию и выпадению иглы. Булавку можно сделать из кости, дерева или металла. Иногда они получаются естественным путем, например, из игл моллюсков. Если верхушке придать интересную форму, получается украшение.  Как на бронзовых иглах из кобанского могильника.


Бронзовые булавки из Кобанского могильника

Толщина булавки и ее длина определит то, к каким тканям она подойдёт. Хорошо, если острие заточено так, чтобы легко продвигаться в ткани, но не надрывать ее. Современные броши-иглы на металлической основе часто имеют навинчивающийся наконечник, чтобы не пораниться, чтобы не потерять брошь, а главное, чтобы зафиксировать ее в нужном положении, так как головки таких булавок бывают тяжелыми. И наконечник же позволяет при должной длине превратить брошь-иглу в украшение для волос.

Брошь-игла DriftLandJewelry

Важно, чтобы наконечник иглы был неприметным или, наоборот, дополнял головку. Но бывает так, что иглу прячут под украшением. Такие броши сложнее крепить, зато выглядят они очень красиво.

Амулеты-чертополохи Ольги Блумтон

Собственно, чем толще игла, тем более рыхлая ткань вам потребуется. Это универсально для всех брошей-заколок. Как на этой штуке из моей коллекции. Такая игла подойдет только для пуховых платков, шалей ажурной вязки, довольно грубо тканых пледов и кардиганов. Или же для одежды, где заранее предусмотрена петелька. Эту иглу можно использовать самостоятельно, а можно с кольцом, но это отправляет нас к фибулам.

Фибулы
Чтобы охватить большую площадь ткани и прочнее зафиксировать ее, появляются дополнительные приспособления, которые собираются в фибулу. В ней, обычно, есть:
-игла
-иглодержатель, который помогает удерживать иглу в нужном положении
-дужка или более сложный корпус фибулы
-пружина, соединяющая дужку с иглой

Большинство людей, слыша “фибула”, представляют себе что-то такое. Это подковообразные фибулы. Однако форма подковы и даже круга, не является отличительной чертой фибулы.

Например, такими застежками женщины подкалывали подол платья, чуть приподнимая его спереди. При этом на юбке получалась характерная веерообразная драпировка.

Реплика пальчатой фибулы. Оригинал найден в дер. Колосово Воронежской губернии. Вторая половина VI – первая половина VII в. Бронза

Важно понимать, что в момент своего возникновения фибула была в первую очередь застежкой. Ее задача соединять ткани. Поэтому ее вытеснили более удобные пуговицы. Зато современной фибулой украшают не только одежду, но и прическу. И она может быть надета как брошь , например, на пальто, толстый шерстяной свитер и даже на некоторые виды флисок, где ей не придется ничего скреплять. Поэтому требования к современным фибулам и их прочности много проще, чем во времена викингов.



Современная медная фибула с галиотисом “Ветер в волосах”. Мастер Ольга Шпора

Если современная фибула справляется с тем, чтобы стыковать ткани, ею можно заколоть шарф, платок или плед. Благодаря тому, что иглы стали тоньше, можно прихватить слишком откровенно раскрывающийся ворот блузы.

Современная серебряная фибула. Мастер [info]ringlin, артель Dream Tower

Бывает и так, что современная брошь на английской булавке маскируется под фибулу.

Шотландская брошь 60х годов. Фото https://british-vintage.com

Аграфы
Лучше всего фибулы справляются с тем, чтобы зафиксировать наложенные друг на друга ткани. Поэтому они так хороши в застегивании и драпировке. Но что делать, если нам надо свести рядом два края ткани? Пока не было пуговиц и тем более молнии, люди использовали для этой цели аграфы с крючками. Аграф обычно имел вид пластины, венка, розетки с крючком и петлёй. Мне он кажется самой таинственной штукой в этой истории. Потому что где-то аграф выглядит как пряжка, где-то как брошь, где-то как сложная многочастная штуковина с крючками. Это и украшение для парика в стихотворении А. Ахматовой, и огромная бриллиантовая пряжка на горностаевой мантии Елизаветы Петровны, и тонкой работы броши с цепочкой мастерской Фаберже.
«Как поздно! Устала, зеваю…»
«Миньона, спокойно лежи,
Я рыжий парик завиваю,
Для стройной моей госпожи.
Он будет весь в лентах зеленых,
А сбоку жемчужный аграф;
Читала записку: «У клена
Я жду вас, таинственный граф!»
Сумеет под кружевом маски
Лукавая смех заглушить,
Велела мне даже подвязки
Сегодня она надушить».
Луч утра на черное платье
Скользнул, из окошка упав…
«Он мне открывает объятья
Под кленом, таинственный граф».


Аграф. СПб, 1903-1904. Фирма Фаберже, мастер Г. Вигстрем. Халцедоны, алмазы, рубины, цветное золото, эмаль. Собрание А. Ружникова.


Пряжка-аграф императрицы Елизаветы Петровны, бриллианты. Мастер Иеремия Позье. Алмазный фонд


Головной убор знатной москвички XII века с аграфами и подвесными шестилучевыми зернеными колтами. Реставрация вещей и реконструкция убора выполнены А.Минжулиным (Киев, Украина)



Броши-аграфы, современная работа. Мастерица Дара, г. Омск

Больше всего запутывает вот эта статья про аграф в театральном костюме.

Т.В. Панова винит такой путанице изначально неправильное применение слова “аграф” в русском языке. “Термин, закрепившийся за этими изделиями еще в XIX веке, наверное не совсем верен («аграф» означает «застежка»). Однако поскольку исследователи до сих пор не решили однозначно проблему назначения и размещения данного украшения в древнерусском костюме, то в литературе принято это условное название. Аграф представляет собой конструкцию из скрепленных серебряной проволокой слегка согнутых дужек с насаженными на них тремя бусинами. Дужки имеют завернутые в трубочки раскованные концы, в которых часто сохраняются кусочки проволоки. Именно этими концами изделие крепилось к какой-то основе”.

“Большой энциклопедический словарь” совсем расширяет определение. “АГРАФ (франц. agrafe – крючок; застежка; пряжка), 1) нарядная заколка для волос, с помощью которой крепили в прическах перья, цветы, искусственные локоны и т. д.2) Застежка или пряжка в виде броши для платьев, шляп, башмаков и т. д. Аграфы вошли в обиход в 18 в., в это время их носили не только женщины, но и мужчины”.

Какая же это застежка? Я нашла единственное и крайне невразумительное изображение крепления аграфа, чтобы понять, что же это такое (По клику на изображение, ссылка на источник)

В итоге у меня складывается впечатление, что аграфами называют две разные вещи. Пряжку с двумя крючками, цепляющиеся к петлям на одежду. Или аналог известных нам “значков”, где есть игла и петелька для нее, то есть развитие идеи фибулы. С этой точки зрения вот такая штуковина – аграф.

Современный аграф. Реплика вологодской фибулы

Тут на фото у меня на воротнике брошь, которая выполняет роль аграфа в первом смысле и является аграфом во втором.

Аграф-значок
Помните октябрятские значки? Значки о спортивных достижениях? Депутатские? Панков? А эмо 2000-ых? Тут принцип крепления такой, что есть свободно двигающаяся игла, которая фиксируется петелькой или более сложным поворотным механизмом.

Значок фаната “Дома, в котором…”

Такой штукой ткани можно скреплять, можно сводить края, можно делать разные красивые драпировки.

Брошь. Австрия, 60ые гг XX века. Знаменитое австрийское “морозное стекло”

Выбирая такую брошь, нужно снова обратить внимание на толщину и остроту иглы, а также вес конструкции. Хорошо бы понять, удержит ли тонкая ткань вес и переживет ли дырочки, или нужно что-то более массивное и рыхлое. А еще тут особенно важно расположение заколки относительно броши. Возьмем для пример две керамические броши Натальи @hitry.lis Потапенко.

У тыковки самый простой вариант. Игла находится в верхней части и направлена вдоль горизонта изображения. Такую тыковку проще всего приколоть так, как она расположена на фото. А также можно слегка менять угол наклона иглы, чтобы тыковка не стояла на попке, а лежала на боку.

Голубика – ягода посложнее. Ее композиция выглядит интереснее и прямо просит ее повертеть. Но расположение иглы будет ограничивать в возможных поворотах. Видимо, автором задумано положение в левом верхнем углу. Тогда игла находится, как у тыковки, сверху и направлена вдоль горизонта. Перевернуть такую брошь на 180 градусов по горизонтали не получится. Верхняя часть перевесит и она будет топорщиться и даже у очень плотного пальто тащить ткань вниз.
Но ведь может быть и так, что на самом деле правильное положение броши вертикальное. Тогда игла расположена слегка слева и ориентирована по вертикали. Тут есть одна особенность в расположении броши. Если вы берете брошь с горизонтальной иглой и крепите ее горизонтально, при надевании она всегда окажется на той высоте, куда вы ее воткнули. Брошь с вертикальной иглой будет смещаться вниз под действием силы тяжести. Поэтому в зависимости от того, будет кверху петелька или ось, именно они зададут высоту положения броши.

С одной стороны надежная застежка является преимуществом таких аграфов. Она обеспечивает безопасность носителя – не уколешься – и безопасность броши – вряд ли потеряется. С другой стороны, на моем опыте именно такие броши приходится дольше всего пристраивать в нужном положении на одежде.

Если вы выбрали брошь с застежкой с поворотным механизмом и хотите, чтобы она не расстегивалась лишний раз, проверьте: в закрытом виде закрывашка иглы должна смотреть вниз. Иначе под действием гравитации, она будет открывать иглу и шансы потерять или разбить брошь сильно увеличиваются.


Серебряная брошь с heathergem, Шотландия.

Английские булавки
Как англичане называют английскую булавку? “Safety pin”. То есть безопасная булавка. У нее две особенности. Главная – это крышечка для острия. Вторая – пружина петля, которая позволяет ей легко открываться, когда это нужно, и требует усилия, чтобы ее закрыть. В принципе английская булавка может прятаться под любой брошью, но есть те, которые используют ее очень явно.


Современная английская-булавка с подвесами из стеклянных бусин и цепочек. Мастерица [info]irondragonfly

Если мы говорим о булавке с подвесами, то более или менее понятно, как ее придется носить. Не важно: на платье, на пальто или на шляпе, но горизонтально и подвесами вниз. В остальном, важно обратить внимание на все, о чем я писала для значков-аграфов.

Пины
Пины – это те же иглы. Слово было утащено из английского и закрепилось у любителей брошей за специфическим их видом. В оригинале это “lapel pin”, буквально “лацканная булавка”. Исторически так носились значки отличия и принадлежности к партии. Тут короткая игла расположена перпендикулярно к изнанке броши. Для фиксации и защиты использует заглушка. Которая может быть пластиковой или металлической. При этом некоторые иглы снабжены резьбой и ввинчиваются в заглушку. А некоторые заглушки имеют “ушки”, которые пока вы их держите, открывают заглушку, а когда отпускаете – фиксируют пин.


Современная брошь-пин TeeTurtle. Тут заглушка пластиковая и без резьбы


Современная брошь-пин @lorna_ka. Тут заглушка металлическая с ушками

Количество пинов на такой броши может быть разное. Больше пинов позволяют крупным брошам зафиксировать положение, а также использовать для создания мягких складок на одежде. На фотографии такая складка получилась случайно. Но дополнительные пины требуют дополнительных дырочек. Если ткань плотная, со сложным плетением, вроде искусственной замши, это может создавать проблемы.

С пинами важно учитывать все то же, о чем говорилось выше. Толщину иглы и ее остроту. А также ее расположение, как в случае с аграфами. Особенно это касается брошей с одним пином. Например, брошь с лягушкой может быть только в таком положении, как я ее сфотографировала. Так распределен центр силы тяжести. А хотелось бы иногда ее как-нибудь развернуть. Единственный способ – спилить пин и приделать английскую булавку или аграф.

Пластиковые заглушки много приятнее к телу, но они же обычно массивнее. Поэтому будут приподнимать ткань. Если пин крупный – это не заметно. Если маленький, будет не красиво.

Современные пины могут быть очень разными. Их надевают не только на лацканы: носят на сумках, на рубашках, иногда на галстуках и даже на ланъярдах. Последнее очень удобно – другую брошь очень сложно закрепить на тонкой вертикальной ленте.

Зажимы-крокодильчики
Чтобы носить броши вовсе не обязательно протыкать ткань. Есть способ крепления брошей в виде пасти крокодильчика, как на зажимах для волос. Расположение такой броши будет ограничено – всегда рядом с краем ткани, в петлице или на кармане. Зато ее в любой момент можно снять и поместить в волосы.


Современная тканевая брошь. Мастерицу, увы, не помню.

Вообще, аграфы и броши довольно часто использовались в волосах. Но бывают всякие казусы. Вот эту штуку я купила как “невидимку” для волос, но в этом качестве она абсолютно несостоятельна. Зато так хорошо справляется с ролью броши, что я ее подозреваю в таком предназначении. Тут тот же крокодильчик, но без пружины. Носить выходит только вертикально, вставляя в петли одежды или крепя к вороту рубашки или лацкану пиджака.

Магниты
Магнитные застежки работают так. Брошь состоит из двух частей, на которых закреплены магниты. Магниты притягиваются друг к другу. Поэтому ткань зажимается между ними. Помните детскую игру с магнитами, которыми нужно было водить по одной стороне картонки, а на другой в это время двигалась примагниченная фигурка? Так же приходится “поиграть”, чтобы расположить брошь наилучшим образом.


Современная брошь из серебра, с настоящими крыльями бабочки и ювелирной смолой. Sunlight. Застежка магнитная.

Такая брошь не подходит для толстых тканей. Мне не удалось зафиксировать ее даже на довольно тонком кашемировом пальто.
Она не подходит для драпировок и соединения краев или поверхностей ткани. Потому что, если ткани решат разъединиться, зацепившись за что-нибудь, это разъединит магниты.
Парадокс состоит в том, что магниты довольно тяжелые, поэтому мою брошь удается носить только на плотных льняных и хлопковых платьях и рубашках с довольно прилегающим силуэтом, чтобы брошь не топорщилась и не оттягивала ткань вперед и вниз.
Идея классная, но воплощение пока оставляет желать лучшего. Может быть есть ювелиры, которые эту идею реализовали лучше. А мне повезло и у моей броши есть два ушка, чтобы быть кулоном.

Это парадоксально, на магнитная брошь мне кажется самой брошью из всего перечисленного. Потому что использовать ее в своей одежде с пользой не получится. Сугубо ради украшения. Зато если потеряете иголку – этим мощным магнитом прямо классно ее искать.

Кнопки
Если у вас есть одежда с кнопками-заклепками, вам подойдет брошь-кнопка. Такие бывают на поясе и карманах джинсов. На кожаных ремнях. Как сандалиях и туфлях. Главное, чтобы подходила выемка или штырек и диаметр кнопки. Моя брошь продавалась в комплекте с ремнем, но подошла к паре брюк.


Современная брошь с кнопкой. Армения. Kassus-Art

Тоже сугубо декоративная штука. Соединить слои тканей и фиксировать драпировки не получится.

Комбинированое крепление
На самом деле пример выше больше подходит к комбинированным застежкам. Это самый интересный вариант броши, который расширяет ее функциональность. Вот еще один пример. Если выше я показывала кнопку с английской булавкой, то тут аграф с крокодильчиком на всякий случай. Пальцы в кадре, чтобы оценить размер. Она гигантская и почти невесомая, что делает ее окончательно универсальной. Хоть на платье, хоть на шляпу, хоть на сумку, хоть куда.

Резюме. На что обратить внимание, подбирая брошь
1. Выбирая брошь, хорошо бы примерять ее туда и так, как вы планируете ее носить. Это поможет избежать разочарований, а также не требует дополнительной интеллектуальной работы – не нужно помнить все, что я написала выше. Поэтому постарайтесь при покупке иметь с собой ткань, на которую планируете крепить вашу брошь.
Если вы планируете соединять ткани, фиксировать драпировки, вам больше всего подойдут иглы, фибулы, аграфы и английские булавки. Если вы хотите просто украшение – тип броши не так важен.

2. Изучите, какой тип застежки у броши. Если перед вами игла или фибула, оцените остроту и толщину иглы. Если игла слишком толстая и повредит вашу ткань или даже вовсе в нее не пролезет, воздержитесь от покупки поищите более рыхлую ткань. Длина иглы важна – слишком короткая не подойдет для толстой ткани, хотя есть способы это исправить – втыкать в толщу ткани, не выводя острый конец на поверхность.
Если игла тупая, можно задуматься, имеет ли смысл ее заточить и есть ли такая возможность. Вообще, дырочку под брошь не обязательно делать ею самой – достаточно шила или иглы соответствующей толщины.

3. Если перед вами аграф, английская булавка, пин, крокодильчик или магнит, прикиньте, как брошь будет себя вести под действием силы тяжести. Будет ли она приподнимать и оттягивать ткань. Куда она будет смещаться после пристегивания. Если вы примеряете брошь не на себе, а на лоскуте ткани, держите его вертикально и потрясите. Брошь примет то положение, в котором будет находиться большую часть времени.

4. Еще раз про дырочки. Есть ткани, волокна которых легко развести иглой. Возникшая дырочка будет временной, исчезнет сразу, как вы снимите брошь или когда постираете вещь. Даже с такими тканями требуется осторожность при надевании брошей, так как можно зацепить нить и создать “зацепку” как на капроновых колготках. Особенно актуально для тонких вискозных платков.
Есть ткани, с которыми сделанная раз в жизни дырочка никогда не исчезнет. Для фотографий своих брошей я использовала салфетку из искусственной замши. На ней как раз остались такие следы. Или вот пример на пуховой жилетке ( я очень удивилась, потому что юниклошные так не делали). Что уж говорить о настоящей замше, коже и мехе. Если вы уверены в желании носить брошь, вы можете сделать дырочку на века. Для плотных тканей лучше использовать отдельную иглу, подходящей толщины, или шило, чтобы не испортить в процессе саму брошь. Тут важно заранее определиться с расположением и количеством дырочек. Для иглы, английской булавки и аграфа потребуется две. Для пина с одним штырем будет достаточно одной.

5. Крупные броши могут быть очень тяжелыми. Тяжелые броши могут повредить ткань: деформировать и даже вырвать клок. “Гравитация, сука!” – как говорил Шелдон Купер. Есть лайфхак – подкладывание лоскута, ватного диска или даже косметического спонжа с изнанки ткани. Но мой совет – лишний раз подумать перед приобретением такой броши. Если она деформирует ткань, она, скорее всего, смещает на вас одежду, а это редко удобно и часто некрасиво.

А теперь самое главное правило в отношении выбора и ношения брошей. Вы можете прочитать в Интеренете множество указаний на то, как можно и нельзя носить броши. Какие можно на шляпку, какие на платье слева, какие под воротник рубашки, какие на рукав. Но помните, если дело не касается визита к королеве, президенту или в тюрьму, правил в отношении брошей в современном мире нет. Лишь бы крепились удобно, а за это отвечает застежка.

Источники и благодарности
Про бронзовые булавки Кавказа Б.В. Техов “Анализ погребального инвентаря: украшения”
Фибулы как исторический источник эпохи раннего средневековья
Про броши Севинье
История возникновения броши – небольшая статья с хорошими иллюстрациями во ВК
Панова Т.Д. Клады Кремля. М., 1996

© 2021, Татьяна (ДраКошка) Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором