Отчаянная попытка дожить до летнего отпуска – вспомнить прошлогоднее путешествие. Например про нашу нелепую поездку в Плёс. Нелепую, потому что добирались мы туда-обратно из Семигорья больше времени, чем у нас было на осмотр города. Жара стояла такая, что я умудрилась словить тепловой удар. А город оказался закрытым на въезд. Если соберетесь в Плёс на машине, пожалуйста, учитывайте это. Въезд только у местных по пропускам. А берег Волги холмистый. Выбираться придётся в гору. Нам повезло – нас спасла охранница, разглядевшая на машине знак инвалидности. Мы уже были готовы покупать самокаты, чтобы хоть как-то облегчить себе жизнь. Не знаю, вывезли бы они нас обратно по горам. В общем, нас пропустили на машине и это было хорошо.
Впечатление о городе сложилось курортное. Волга там почти как море, хотя другой берег видно. По широким водам катаются катера и ходят пароходы. Даже какая-то яхта швартовалась чуть ниже по течению.
Большинство жизни концентрируется на набережной по имени Советская. Тут и кафе, и маленькие антикварные, и лавочки рыбаков и местных ремесленников. И кирпичные дома купцов конца XIX-начала XX веков. Есть свой образец модерна, например.
Это бывший дом купца Новожилова. Теперь там гостиница.
Рядышком – река Шохонка ныряет под советскую. Традиционное место для курортной фотографии.
Но если сойти с туристической тропы, попадаешь в мир старых и новых дачных домиков. С резными наличниками и печными трубами. С заплутавшими на заборах картинами художников, которых в Плёсе много – места живописные.
Возьми мы с собой самокаты, наверное, не решились бы бродить оврагами и козьими тропами и всей этой красоты не увидели.
Домик с призраками наверняка бы пропустили.
Дом с драконами я раньше уже показывала отдельным постом для ru_dragon.
В честь частых визитов на дачу Фёдора Ивановича Шаляпина, на набережной установлен памятник. Невозможно было удержаться и не подкормить Ктулху музыкальным мозгом. От поедания девочки с собачкой он не вежливо отказался, перегревшись в ожидании очереди на фотографирование.
Ктулху развивался в Плёсе разносторонне. Перед отъездом я, конечно, залезла на гору Левитана и всё завершилось публичной кормёжкой мозгом художника. Добрая женщина-фотограф, которая снимала у ног Исаака Ильича рыжую кошку на фоне разнотравья, дала мне пару ценных советов, как лучше сделать снимок. Я ими воспользовалась, но всё равно выкладываю первое фото, которое мне больше всего по сердцу. На нем видно, как Ктулху постепенно проникается живописным искусством. Берегитесь в кошмарах реалистических пейзажей маслом.
Вид перед скульптурным Левитаном захватывает дух. Непокоренный дачами склон до самой Волги. Поклонный крест, петро-павловский погост и Вознесенская церковь. По клику на картинке – панорама в самом начале заката.
Пусть вас не обманет ветхость дерева крестов. Все кресты – новодел. Большинство могильных насыпей и надгробий были утеряны. Для красного словца можно было бы добавить, что исчезли люди и память о них, смешавшись с почвой Петро-Павловской горы. Но это не правда. Благодаря усилиям жителей Никольского женского монастыря удалось восстановить имена тех, кто были погребены на горе с 1856 по 1918 год. Это больше полутора тысячи человек. Но это всё равно мало, потому что хоронили тут с самого основания Плёса. А первое упоминание о нём относится к 1141 году.
Можно стоять, любоваться на закат, и чувствовать, как под ногами дышит история, гоняя в мехах перемолотый прах поколений. Тем более, что ногам надо передохнуть перед лестницей. Суровая она.
Конечно, заглянули в музей Левитана. Интересно, что музей именно Левитана, а не Кувшинниковой, с которой он там сожительствовал. Экспозиция уютная. Со скудным описанием быта писателя и его любовницы. И выставкой нескольких картин И. Левитана, А. Степанова и С. Кувшинниковой. Зато садик усажен цветами работницы, которая всё это делает на свои деньги (подслушано у смотрительниц). Хвала богам, в саду есть лавочки и тень!
Никак не могу отучиться фотографировать зеркала в красивых оправах.
Важно для туристов: музей работает до 17.00 часов, касса закрывается за час, а ещё есть перерыв на обед. Через проулок – Левитановский центр. Место постоянных тематических и гастрольных выставок. Все это с одного конца Советской, а мы упорные и прогулялись до кошечки.
Кошечка Муха погибла, защищая своих котят от бродячей собаки. Никто бы толком не узнал об этом подвиге, если бы Муха не жила у художника Олега Панченко. Они вместе с Галиной – женой художника – и скульптором Олегом Илларионовым подготовили эскиз. И вот каменная Муха сидит на камне и вглядывается куда-то в Волгу поверх сундука желаний. Экскурсоводы называют её символом традиционных семейных ценностей. И как бы ни трогала привязанность художников к кошке и её трагическая судьба, мысли о судьбе женщин в РФ подступают удручающие.
Умаявшись от прогулки по жаре и избытка впечатлений, мы пообедали в кафе “Променадъ” – неприлично долго, слишком солнечно и умеренно вкусно. Зато в Кофейне Софьи Петровны Кувшинниковой идеальный Бамбл-кофе с апельсиновым фрешем и капелькой сиропа по выбору.
Возвращаясь в Семигорье, ехали немного другим маршрутом. Там и повстречали Воскресенскую церковь, о которой я уже писала. Но не показывала, как играет солнце на обновленных куполах с бессильно поникшим крестом.
Проезжали множество мёртвых деревень. Меня впечатлило, как природа потихоньку наступает на культуру. Оставшиеся следы фундамента обрастают травами, лопухами и цветами, делая трехмерную разверстку, как на яндекс-картах. Раньше дома, а теперь странные зеленые холмы, под которыми спят чьи-то истории, которых мы никогда не узнаем. Если только какие-нибудь монашки не возьмутся за перепись домов-покойников. Мурашки по коже.
© 2023 – 2024, Татьяна (ДраКошка) Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором