Последняя неделя прошла под знаком двух интересных произведений разных жанров. Каждое из них чуть-чуть подглядывает в будущее. Каждое в той или иной мере связано с проблемами искусственного интеллекта. Каждое в своей манере отвечает на непростые этические задачи.
Когда я услышала сочетание “техно-опера”, мне стало не по себе. Почему-то “рок”, “готик” и пр. слова в моей голове легко стыкуются с оперой. А вот “техно” как-то не очень. Но человек, музыкальному вкусу которого у меня нет оснований не верить, настоятельно рекомендовал. И я решила послушать “2032: легенду о несбывшемся грядущем“. Создатель и вдохновитель проекта – Виктор Аргонов. Он не только музыкант, но и ученый. В данный момент занимается исследованиями нелинейных свойств взаимодействия атомов с излучением, детерминированного хаоса, самоорганизации, фракталов и аттракторов в динамических системах. Начинал писать музыку и, насколько я понимаю, продолжает в группе “Комплексные числа”. Но также организует независимые проекты. Сейчас пишет футуристическую оперу по мотивам “Русалочки” Андерсена.
“2032: легенда о несбывшемся грядущем” – футуристическая картинка в рамках альтернативного мира, в котором к власти в СССР 80ых пришел не Горбачев, а Романов. В результате на посту генсека последовательно оказываются талантливые ученые. Которые воплощают в жизнь проект АСГУ – автоматической системы государственного управления. Работа искусственного интеллекта АСГУ позволяет СССР укрепить свои позиции в мировой политике. Но остается открытым вопрос: насколько цели АСГУ соответствуют идеологии партии. Путем беспристрастных вычислений АСГУ приходит к выводу, что коллективизм и ценность труда в СССР – является пережитком несовершенных классовых отношений прошлого. В коммунистическом будущем, где все производство будет полностью автоматизировано, конечной целью каждого человека становится его счастье, а не что бы то ни было ещё. Именно диалоги АСГУ и Милиневского, генсека на момент 2032 года, завораживают меня больше всего. При этом в “2032” нашлось место и для любви, и для политики, и для психологии.
При этом “2032: легенда о несбывшемся грядущем” – полноценная опера. С тщательно проработанными персонажами и конфликтами. Музыкальные темы каждого узнаваемы: романтичная Света Лимаева, старшеклассница, влюбившаяся в Милиневского; отстраненная и жесткая одновременно АСГУ; часто растерянный, потому что видит и думает чуть глубже, чем его окружение, Милиневский; похожие друг на друга как братья – программисты и депутаты. Нескольк треков, воплотивших их характеры, на долго поселились в моем плеере (удивительное дело – я не фанат электронной музыки). Но чтобы получить полное представление об опере, слушать нужно целиком. Все совершенно бесплатно на сайте Аргонова.
Да, это НЕ nerdcore. C одной стороны, техно “2032” по моим ощущениям ближе к разного рода легкому embient. С другой стороны, несмотря на обсуждаемые этические, исторические и технологические вопросы, тексты написаны для людей. Самых обыкновенных. Которые могут понять и задуматься.
В ответ на восторженный рассказ про “2032”, Гриша посоветовал нам посмотреть “Эдит и я” (Technotise – Edit i ja). Мы решили не откладывать в долгий ящик и посмотрели.
Сербский мультипликационный фильм. Нарисован на самом высшем уровне. Сюжет – прекрасен, а главное – про студентов.
Белград. 2074 год. Главная героиня – студентка-психолог, вечно проваливает экзамен. Поэтому в какой-то момент она решается воспользоваться нейро-усилителем когнитивных способностей. Еще у неё есть ненапряжная подработка – гулять и пытаться выйти на контакт с аутичным юношей. Очень сложно рассказать что-то без спойлеров. А их не хочется – потому что сюжет, действительно, захватывающий. Было бы не справедливо лишать вас удовольствия переживания за судьбу героини. Иногда мне было реально страшно.
Кроме сюжета внимание приковывает ретро-футуристическая картинка со множеством мелких деталей из жизни студентов будущего. Новые скейтборды, новые способы получения сексуального удовольствия, новые развлекательные центры и новые наркотические читы для экзаменов.
Рано или поздно в кадре появится искусственный интеллект. Точнее, целый кибернетический организм, таинственным образом отражающий подсознание Эдит. Им предстоит узнать многое о мире и людях вместе. И, конечно, не обойдется без этических дилемм и любовной драмы. Как и АСГУ, Эду придется прочувствовать ценность жизни и совершить новый виток в эволюции.
В общем, в кратце мораль фильма можно выразить так: “Что только люди ни изобретут, лишь бы подглядеть в будущее”. Я вот целую неделю подглядывала вместе с командами, создавшими “2032” и “Эдит и я” и чуть-чуть со стимпанковским таро. Но это уже совсем из другой оперы.
© 2012, Татьяна (ДраКошка) Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором