Когда я в детстве разглядывала огромный альбом с палехской миниатюрой (очень его любила, особенно про Гагарина и космос), мне казалось, что все эти завитушки деревьев и пластования грунта похожи на иконы. Оказывается, не казалось. Иконопись в Палехе развивалась с допетровских времен. После революции палехским иконописцам пришлось искать новые способы жизни и творчества. И так, как раньше, писали иконы, стали писать шкатулки, посуду и панно. С новыми сюжетами. Но и без драконов не обошлось. Собрала чуть-чуть поделиться с вами из Государственного музея Палехского искусства.
Чудо Георгия о змие. Конец XVIII века
Дракон в русской иконописи – это змий, конечно. Непременно повергаемый Георгием Победоносцем.
Чем современнее, тем образ детальнее. Морда свирепее. Крылья больше.
Георгий Победеносец. Конец XVIII века
XVIII-XIX век
После революции художникам остается писать сказки и былины и создавать новый советский миф.
Баженов П.Д. “Дюк Степанович”
Справа змии кусучие, похожие на гидру, которых победил богатырь Дюк Степанович.
Вакуров И.П. “Победа”. 1945
Под Рейхстагом спит змей фашизма, поверженный СССР. Краски, лаки и время изменились, а композиция – нет.
© 2022, Татьяна (ДраКошка) Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором