Я уже чуть-чуть начинала рассказывать про новый удивительный опыт – ольфакторный тренинг у Анны Зворыкиной.
У меня на курс было несколько задач:
1. Восстановить обоняние после перенесенного в декабре коронавируса.
2. Дать мягкую и приятную нагрузку на головной мозг опять-таки после перенесенного в декабре коронавируса ну и для общего развития.
3. Иметь дополнительный гедонистический фокус в течение непростого мая.
Курс помог мне со всеми тремя пунктами и еще одним, неожиданным.
1. Когда я начинала курс, мои обонятельные ощущения стали сильно лучше, чем были в январе. После двух недель полной потери обоняния сначала вернулись все неприятные запахи и резкие. Это было прямо испытание в стиле “все оттенки фекалий в одном кошачьем лотке”. Запахи тела. Тухлятина всякая. Бытовая химия со странными резкими запахами. Получила удивительный опыт, когда нюхаешь молоко и чувствуешь, что что-то стухло, а вот молоко ли – не очень понятно, если без этикетки. Потом потихоньку все возвращалось. Хуже всего было с фруктовыми и ягодными запахами. Через 2 месяца после болезни, например, моя любимая “Русская княжна” Брокара была хороша, но совсем иначе, чем обычно. То есть в ней совсем не было ничего ягодного, дерево и пудра, будто все верхние ноты отрезали ножом. Тогда же у меня возникла гипотеза, что первым возвращается то, что эволюционно критичнее. То, что лучше не есть (тухлое, фекалии) и от чего лучше убежать (запах агрессивного сородича), прямо необходимо унюхать. А вот отличать абрикос от персика не так важно. Правда, гипотезу пришлось откинуть, потому что у знакомых после короны все очень индивидуально и по-разному восстанавливалось.
Я прочитала пост Анны о том, как можно восстанавливать обоняние. Нюхать и описывать. Этим я и решила заняться, но с треском провалилась. Совершенно невозможно было вписать довольно нудное и еще и вызывающее отчаяние занятие в рутину. Так я и записалась на курс. Потому что там задания и из комплекса отличницы я буду нюхать.
Выяснилось, что если нюхать и концентрироваться, то пахнет сильнее. Ну то есть после ковида у меня весь обоняемый мир казался слегка приглушенным. И в первый подход в каждом упражнении это по-прежнему так. Будто бы сейчас к тому, что раньше давалось просто, приходится прикладывать усилие. Раньше я вышла – и опа черемуха цветет и все мое внимание занимает. Сейчас мне о странном запахе сообщает муж, я начинаю принюхиваться и… обнаруживаю что да, пахнет, где-то зацвела. Нюхать лимон и мандарин в задании про кислое поначалу было прямо квестом. Ничем же не пахнет! А потом понюхала всякие другие штуки. Вернулась к лимону и таки пахнет. И даже с каждым вдохом сильнее. Так что метод нюхать и концентрироваться работает. Видимо, как со всеми когнитивными способностями.
2-3. Мозг скрипел, но в итоге был доволен. В курсе много ассоциативных заданий не только про запахи. Поэтому я приятно почесала всю сенсорную кору.
Домашние задания… Как же их было много и как они были хороши. Кажется, впервые за долгие годы я делала домашние задания с удовольствием. Часть удовольствия была связана с тем, что на все задания Анна дает подробную обратную связь. Впервые я была сконцентрирована не на оценке, а на том, что интересного напишет преподаватель, как ответит на заданные и не заданные вопросы. То ли годы терапии сработали. То ли обстановка поддержки и принятия.
4. Каждый из участников/ниц, для работы составлял свой набор пахучих вещей. Это могло быть что угодно. У меня, например, посреди прочего был медный кулон и сушеные белые грибы – любимые запахи повседневной жизни. В том числе в свой набор я включила пробник Silvan Roug Bunny Rouge (который я почему-то всю дорогу в отчетах называла Cynefin. что бы сказал дедушка Фрейд?). Мне нравился этот аромат и он красиво на мне раскрывался, но я его так и не завела себе из-за двух нот. Во-первых, меня в нем навязчиво преследовал запах морковки. Причем из довольно неприятного детского воспоминания, когда я вставила себе в нос сердцевинку морковки и она там застряла. Месяц я мучилась, после чего, наконец, ее высморкала. Во-вторых, в нем было что-то едва уловимое и забытое, что никак не удавалось вспомнить. Это мучительное переживание феномена “верчения на кончике языка”, казалось, могло длиться вечно. И в процессе построения ольфакторного навигатора Silvan расколдовался. Ощущения вряд ли поменялись, скорее другим стало восприятие. Оказалось, что мозг ломался о тую и ладан. Постепенно я их распознала и переживание мучительного любопытства прошло. В целом стало меньше негативной аффективной окраски. Если морковка в первые подходы лезла в нос, казалась неуместной и прямо расстраивала, то теперь она заняла свое место и в истории и аромате и не выпячивается. Я понимаю, что на самом деле ничего не выпячивается, а внимание алярмит и делает что-то более ярким, потому что в целом сбалансированный чудесный аромат.
Поначалу он кажется приятным, почти домашним. Морковка, может быть какой-то еще корнеплод с землей на нем. Постепенно появляются цитрусовые, цедра апельсина или лимона, и начинают проступать древесно-хвойные ноты. Красивый временной переход, будто выхожу из солнечного огорода в тенистый прохладный лес. Позже корнеплоды уходят в фон. Остается хвойный лес. Сосны, ели, мхи. И появляются запахи смол. Теплый округлый ладан. Все более сумеречные картинки приходят в голову. Через несколько часов я чувствую соленость-копченость, прелость и чуть-чуть скипидара. Морковка превращается в свеклу и тут появляется туя. Ладан и туя.
Возможность “расклодовывать” ароматы меня вдохновила. Обсуждала с коллегами, зачем нужна такая работа, чтобы делать неприятное нейтральным. Гештальтисты возмущались таким подходом. А я думаю, что это как раз важная история исследования внутренней феноменологии. Обнаруживать, как резкие аффективные реакции сконструированы из нашего опыта. И перестраивать их. Конечно, если вам не нравится запах ацетона, – не беда. Попросту не пользуйтесь ацетоном. Но если вдруг аромат сирени под окном погружает в тоску и уныние, можно разглядеть это повнимательнее. И теперь мой психотерапевтический арсенал на этот случай пополнился.
В общем, это была история про то, как я сходила поучиться чему-то, не связанному с моей профессией.
А это мой набор горьких вкусов и запахов.
© 2021, Татьяна (ДраКошка) Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором