Человек и космос

“…проекция – это тенденция сделать среду ответственной за то, что исходит из самого человека”
ф. Перлз

Про “Интерстеллар” не написал разве что ленивый. У меня интерстеллар везде вокруг: на афишах в городе, на партах в вузе, в Интернете в ЖЖ, на фейсбуке, в твиттере и даже на инстаграмме. И мне, кажется, он того стоит. Я ленивая, поэтому почти не буду писать про Interstellar. Я буду писать про космос и проекцию.
Похоже, космос в кинематографе все больше становится удобным пространством для проекции, правда, теперь осознаваемой. Космос больше не является фоном научно-фантастических фильмов, как это бывает в космооперах. Космос перестал быть одним из вариантов темного леса, в который должен отправиться каждый герой/героиня, чтобы с ними что-нибудь приключилось. Это больше не мир, населенный чудовищами. И даже загадок в нем не так уж много. Наконец-то (хорошо сказала, с 90ых на самом деле) кинематографический космос стал тем, чем он являлся для Ницше. Да, той самой бездной, в которую если очень долго всматриваться, может заглянуть в тебя.
В чистом виде такой космос появился в “Гравитации”. И я долго не могла понять, о чем пишут критики фильма от науки. О точности управления движениями в космосе, о реальных масштабах космических аппаратов и о чем-то еще. Это очень интересно, потрясающе интересно (кстати, горячо рекомендую блог [info]kiri2ll – там очень классно про всамделишный космос). Но “Гравитация” вообще не про космос. С тем же успехом это мог быть фильм про морскую бездну, лес Амазонки или что-нибудь еще достаточно большое, безличное и экстремальное, с чем может столкнуться человек. И ведь ничего не скажешь. Потому что люди, которые критикуют анатомию лошадей в “Купании красного коня” правы: анатомия там никакая, ее вообще нет, да и с водой что-то не то. Но суть не в этом. Очень сочувствую людям, которые пошли на “Гравитацию” смотреть научную фантастику про реальный космос. С “Интерстелларом”, наверное, им еще меньше повезло. Нужно ли добиваться научной достоверности в фильмах про одиночество, бессилие и величие человеческое, я не знаю. Наверное, если хочется что-то донести до людей, которые разбираются в науке, да. Нужно ли им думать про одиночество, бессилие и величие человеческое, когда железяка не цепляется за астероид, – не уверена.
Так вот, образ галлюцинирующего одинокого человека наедине с бездной и на грани смерти вдруг из “Гравитации” разбежался по сериалам. Почти мгновенно превратился в мем. В последних сериях “Сотни”, “Нации Z” и, думаю, финал “Интерстеллара” (настоящий финал, а не прилепленный жевачкой поровозик) – ровно про это. Как важно, оставшись один на один во Вселенной, быть не одному. Поэтому Райан Стоун придумывает себе живого Ковальски, а Купер – таинственную цивилизацию людей будущего. Иначе как принять на себя весь этот груз? Хотя у Купера, пожалуй был немалый шанс присвоить проекции. Тем важнее, что именно он провалился.
У меня от “Интерстеллара” осталось двойственное впечатление. Потому что до “Гравитации” или “Пекла” Нолан не дотянул. Все испортили буквально несколько последних сцен, которые напрочь убили ощущение от бездны, смотревшей в меня. Возможно, так и надо было, но именно отсюда выросло разочарование. Дальше, кто не смотрел, не читайте. Есть спойлеры.
Если бы Купер что-то там настукал дочери на книгах (ничего не хочу знать о том, сколько месяцев Бренд выписывала, сложные физические данные переданные азбукой Морзе через дрожащую часовую стрелку!) и на этом фильм остановился, оставив читателя в раздумьях слушать Ханса Циммера. Если бы даже авторы дали объяснение происходящему в стиле “Рыбака из Внутриморья” госпожи Ле Гуин. Например, так: оказавшись в пяти измерениях, сознание Купера закинуло его туда и тогда, чем был занят его разум в момент нырка в черную дыру: к моменту прощания с дочерью, к моменту прыжка в другую вселенную. Это был бы один из лучших фильмов про космос, must have на полке с блюрей. Я даже готова простить внезапное поражение совершенного разума Купера: ну что это за прогон про людей из будущего, которые его спасли? Не было там никого, кроме него и Тарса. Все было просто: один человек и дурацкий робот, вероятно, спасли человечество, а может и не спасли и это все привиделось им перед смертью. Потому что правдоподобно: в моменты стресса у всех обостряется магическое мышление. Потому что логично продолжает линию паса разума перед сверхжизненными задачами. Это продолжение дилеммы из-за которой доктор Бренд произносит поэтическую речь о любви, вместо того, чтобы сказать: “У Манна есть только честное слово, а с третьей планеты есть реальные данные”. Из-за которой Купер ей в этот момент не верит, а верит отчего-то авторитету ему лично не знакомого дяди с ученой степенью. Из-за которой доктор Манн готов поставить под угрозу спасение вида, лишь бы не быть больше одному.
Но зачем-то нужен был сахарный финал, который будто скотчем какой-то другой режиссер прилепил к пленке. Вот честное слово, будто Нолан поначитался критиков на Бетмена и сказал: “Вот вам голливудский финал и никакой пищи для мозгов! Суперлюди вперед к звездам! Да здравствует американская мечта!” и под звуки того же Циммера очередной бравый пилот отправляется бороздить просторы галактики.
Но я не режиссер и ничего в этом не понимаю. Возможно, у Нолана свой план. До момента пробуждения Купера все было прямо-таки чудесно. Скучать не пришлось. Было вкусно и глазу, и сердцу. Отдельно спасибо за не похожих на людей роботов. TARS теперь – один из любимых мною персонажей-роботов.

© 2014 – 2015, Татьяна (ДраКошка) Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором