Мерянский дракон над Россией


Вглядываясь в наличники, всегда ищу зверье почему-то. Драконов встречаю редко. Думала, не там ищу. В статье О.А. Захарова нашла карту. По ней выходит, что за последние два года я объездила все драконьи мерянские места.

Отголоски языческих культов дожили до 19 века и в фольклоре, и в домовой резьбе. Домовая резьба и наличники в частности — это не только своеобразие художественных традиций определенного региона, в них отпечатались древние, ещё языческие представления. Исходя из логики традиционной культуры на дом, как на родовой микрокосм, не станут помещать что попало. В особенности — на окна, который должны быть защищены от напастей, будь то моровое поветрие или дурной глаз.

yashery_imz_w.jpg
Драконы в домовой резьбе и коренные земли Merjamaa.

Семантика домовой резьбы направлена, с одной стороны, на оберегание, с другой — на привлечение благополучия. В целом домовая резьба воспроизводит традиционную картину мира — от небесных сфер, и дневного солнца, до мира подземного и ночного солнца. Выделяют стилизванные великой образы богини, рожаниц и ящеров-драконов. Разбирая семантику наличников, Б.А.Рыбаков, автор фундаментальных исследований по древнерусской культуре, указывает на символические головки ящеров внизу наличника.

Есть обширный регион, где в домовой резьбе вы увидите драконов. Под крышей, на наличниках, на стенах дома. С лапками, хвостами и иногда – крыльями. Это Верхнее Поволжье, территория проживания легендарного народа меря.

Совсем не похожи верхневолжские драконы на стилизованных ужей-господариков, оберегающих дом. У них есть лапки, ушки, гребни, иногда и крылья. Хотя вообще-то в процессе стилизации обычно детали скорее сглаживаются и «отваливаются», или переходят в растительный орнамент. Да и культ ужа характерен для более южных и западных балто-славянских регионов, а вот для финского Северо-Запада в качестве домашних почитаемых животных средневековые летописцы упоминают нечто ящеро- или саламандро-образное, на коротких лапках. Кстати, в время опросов в экспедициях в Псковскую и Новгородскую область местные до сих пор рассказывают былички про черных ящериц с гребнем, длинным языком и красными глазами, которые не то летают, не то далеко прыгают — то есть сей мифологический персонаж дожил в фольклоре до наших дней. Трансформация же оценки с позитивного на негативный — вполне известное явление.

kost_drakon_w.jpg

Идея о ящере пришла в голову автору этого исследования А. О. Захаровой в древнем мерянском городе Ростове. В этом городе на наличниках живут драконы. А в экспозиции Кремля в зале археологии вместе с прочими артефактами находится маленькая культовая костяная подвеска-ящер.

rostov_n_10.jpg
Ростов Великий

Итак, знакомьтесь — главный герой нашего повествования, древний ящер. Тот самый, которому еще до Перуна поклонялись финны на озере Ильмень (Ильмень) близ Великого Новгорода. Хозяин вод, «залегавший в Волхове» близь Перыни, водяной царь, гостем которого стал гусляр-купец Садко. При раскопках Перыни археологами было обнаружено два капища — более позднее варяжское Перуна, и более раннее финское — Ящера, которого пришлые славяне называли привычным им именем Велес.

Изначально ящер у финно-угров — хозяин подводно-подземного мира. У славян ящер потом становится еще и одной из ипостасей бога нижнего мира и богатства Велеса. У финно-угров также были развитые представления о ящере — хозяине подводного мира, ящера можно найти и на так называемых чудских бляхах, и в этнографических культовых фигурках современных угров: например, в одном из мансийских языческих святилищ было найдено изображения Ворсик-ойки (старик-трясогузка – небесный хозяин), его жены – хозяйки земли и воды, сопровождавшейся литыми фигурками – двумя ящерообразными существами и одним бобром (зверь, также ассоциирующийся с подземно- подводным миром).

Культ ящера в Ростове не удивителен: история Ростова непосредственно связана с финским народом меря и Новгородом, с 9го века он стал частью новгородских владений. Город также, как и Новгород, стоит на большом озере (Неро), и имеет такой же смешанный этнический состав как и Новгород.

Однако, вернемся к нашему костяному ящеру. На «теле» ящера чётко виден орнамент с символами небесных сфер (полукружия с точками — облака с дождём) и земли — заштрихованный «поясок» – твердь земная и ромбы с точками – «засеянное поле». Об этих символах много писал Б.А. Рыбаков, автор фундаментальных трудов по древнеславянской и древнерусской культуре. Он же писал и о культе ящера: «Верования в предания o драконе подтверждаются множеством изображений дракона-ящера c символами струящейся воды на различных новгородских вещах. … Иногда драконьи морды свешивались c крыш, при этом во время дождя они воплощали водную стихию.»

Отметим для себя эту важную деталь — драконы-ящеры находились на крыше, и с них стекал дождь — это подтверждает его связь с небесными водами.

Чтобы понять, что всё-таки первично — змеи или ящеры, необходимо было выяснить драконью географию и драконью иконографию. И здесь просто необходимо выразить благодарность и уважение отдельным энтузиастам и интернет-сообществам, в первую очередь, ru_nalichik, которые хотя бы с помощью фотоаппаратов стараются сохранить образы домовой резьбы.

Просмотр имеющегося материала выявил два первых, весьма монументальных, сюжета.

Сюжет первый – «..крокодил солнце в небе проглотил»:

Часто между двумя тварями или под ними находится солнце. Этот сюжет характерен для Ростова-Мерянского. Но почему драконов — два? Вот что об этом пишет Рыбаков: «…Ящеров … два, что заставляет вспомнить о чудском двуглавом ящере, который одной головой заглатывал вечернее заходящее под землю солнце, а головой, расположенной на противоположном конце туловища, изрыгал утреннее солнце восхода. По всей вероятности, в древних космологических представлениях существовал только один ящер, один «бог-коркодел». Раздвоение зрительного образа, наблюдаемое уже на шаманских бляшках северо-востока, объясняется двойственностью функций подземного владыки: вечером он должен поглотить заходящее солнце на крайнем западе земного пространства, к утру он должен оказаться на другом конце земли, чтобы выпустить из себя восходящее светило. Это привело к изображению ящера с одним, но двусторонним туловищем и двумя мордами в противоположных концах тела. Отсюда уже один шаг к изображению двух ящеров.»

Кроме того, что в какой-то момент ящер стал хозяином небесных вод, есть ещё одно объяснение нахождению драконов наверху наличника. Ночь представлялась более опасной, чем день и, скорее всего драконы стерегут именно ночное солнце – оно всегда находится как бы под крышей, часто ниже драконов.

Сюжет второй – «две женщины»:

На фотографиях, снятых в Тверской области, ящеры могут быть похожи и на змеев, и на коней. (Конь — традиционная жертва хозяину подводного мира.) Однако всё же и у змееобразных ящеров есть намёк на конечности. Но даже не это главное. По сторонам от ящеров находятся две стилизованные женские фигуры, описанные Рыбаковом как две богини-рожаницы.

Итак, у нас уже два варианта композиции, которые относятся к ящеру — драконы с солнцем и драконы с рожаницами.

Нанесение на карту имеющихся данных показало, что «пояс дракона» проходит через районы Тверской, север Московской, Ярославскую, Костромскую и Ивановскую области. Этот пояс совпадает с направлением новгородской колонизации — по рекам Волге и Медведице, и главное, проходит по историческим мерянским землям.

mo_tald_nushpol_1.jpg
д. Нушпол. Московская область, Талдомский район

Любопытна русская средневековая вставка в текст греческой «Беседы об идолах» – о рыболовстве и связанных с ним магических обрядах «Ов реку богыню нарицаеть и зверь, живущъ в ней, яко бога нарицая, требу творить».

Рыбаков указывал на достаточно долгое существование культа ящера в северных областях: «..на озерном севере образ ящера част и устойчив. В какой-то мере его долгое бытование здесь может быть связано с финно-угорской средой, сохранившей больше архаичных черт.». Он же писал о следах мерянской культуры в наличниках, выделяя сюжет с фигурой Великой Богини и зверями. Итак, возможный третий наш сюжет – «Хозяйка вод» – фигура богини-реки и два ящера.

Мы отправились в экспедицию чтобы самим выясянить, где же всё-таки прополз и оставил след древний ящер, а также чтобы собрать различные возможные варианты драконьих сюжетов и драконьих форм.

mo_taldom_3.jpg
Талдом

К сожалению, Тверская область значительно пострадала во время войны, поэтому насколько далеко драконы уходили на запад, мы вряд ли узнаем. Что касается Новгорода, то мы можем только апеллировать к археологии. Из этих соображений наша первая разведывательная экспедиция началась в Дмитровском районе Московской области. Именно здесь энтузиастами были отсняты несколько наличников в самом Дмитрове и Рогачёве. Однако в деревнях нам в основном встречались красные звёзды — следы войны, и сайдинг — следы деятельности дачников. А посему мы направились в самый что ни наесть драконий край Московской области — соседний с Дмитровским Талдомский район, где через Кимры из Тверской области продолжается драконий пояс. Впрочем, и здесь драконов, как и прочую домовую резьбу довольно быстро стирает с лица деревень сайдинг.

На домах, ещё не обитых сайдиногом, но с которых сняты наличники, остаются тени. Тени солнца, богинь и драконов…

Многое, что было снято в прошлые годы, уже перестало существовать. Однако здесь всё ещё можно встретить варианты – «драконы с рожаницами» и видимо, собственно талдомский, который правда, встречается и в Кимрах. Это навершие из стилизованнных змееподобных существ, под ними как бы под крышей — солярный знак или заменяющий его орнамент, и по бокам — весьма реалистичные драконы. Иногда они заменяются птицами, иногда попадались фигурки рожаниц.

В Вербилках драконы обнаружились на купеческом доме. Это довольно любопытно, ведь многие купцы были достаточно суеверны… Интересно, что веков 12 назад Ящер-Велес заведовал богатством — купцы клялись Велесом, да и легенды говорят о том, что драконы стерегут клады и водные источники.

to_nerl_3.jpg

…Нерль. Здесь обнаружились тверские «драконики» на одном наличнике – и громовые знаки под рожаницами на другом, в центре — драконы с гребнями. Так что может быть, драконы всё-таки охраняли дом и от молнии…

Есть ли драконы в Калязине? Энутизиасты вроде бы их там фотографировали, с другой стороны, значительная часть города — под водой.

Мы драконов в Калязине не нашли. Не факт, что их там нет, но и частым явлением, видимо их тоже назвать нельзя. Или их утопили. Нужно смотреть, есть ли они в Кашине, однако это предмет для следующего маршрута. Мы вернулись почти к Нерли, чтобы оттуда уже направится в Угличский район.

mo_tald_verbilki.jpg
Вербилки

Дальше по дороге шли очень стилизованные мотивы. О ящерах могли напоминать только завитки с рядом дырочек и завитки, напоминающие поднятую головку-морду. Первые чётко читаемые драконы с рыбообразным стилизованным телом появились в Юрьеве. Там же обнаружился другой интересный переходный наличник — стилизованные змееящеры на навершии, и солнце между двумя рыбами — в совершенно «ростовском» стиле. Рыбы заняли традиционное для драконов место, ещё одно возможное подтверждение связи с водной стихией и рыболовством.

yao_uglich_1.jpg
Углич

В самом Угличе (который мы объехали отнюдь не весь) нам попались уже классические драконы с рожаницами и солнцем внизу, сильно стилизованные драконы и птицы у древа жизни на месте солнца (этот мотив будет потом встречаться довольно часто совсем в другое области — Ивановской), и стилизованные, но всё же читаемые целующиеся драконы. В Угличе наличнки с драконами имеют форму не только крыши, но и небосвода.

А наш путь лежал дальше по следу дракона — в леса и болота… деревня с многообещающим и намекающим еще на языческие времена названием Дивная гора и правда оказалась дивной — наряду с драконьей классикой — драконы и рожаницы — здесь были ящеры, которые скорее напоминали щук — опять рыбная тема, и солнечные птицы под небосводом. Впрочем, и драконья классика приобрела относительно новые черты — на месте солярного знака можно было увидеть третью женскую фигуру — богиня-река?

В дождь и сумерки мы выкатились в Никольское — оказалось, по рассмотрении съемки, что было зачем. Снимали уже почти вслепую и в дождь. Сюжет — тот же самый — драконы, рожаницы и богиня под драконами.

yao_tutaev_1.jpg
Тутаев

Следующее же утро было нами посвящено Тутаевским драконам, Романовской стороне. Вопреки утверждению местного жителя, что «никаких змеев и драконов у нас на наличниках нет, потому что мы христиане», эти самые ящеры ухмылялись с наличника на следующем же повороте. И около их хвостов были громовые знаки! Хвосты, ножки, ушки (гребни?) и язычки читались несмотря на стилизацию. В Романовской стороне драконы живут не только на наличниках, но и по старой традиции забираются под крышу дома, сами или вместе с солярным знаком. Устойчиво на наличниках присутствует третья женская фигура под крышей или небесным сводом.

yao_pshenich_1.jpg
Пшеничище
yao_pshenich_2.jpg

По дороге в Ярославль в деревне с красочным название Пшеничище также нашлись драконы, с несколько новыми вариациями в художественном исполнении. Пятничные пробки не оставили надежд подробно рассмотреть Ярославль, но и просто по ходу нам встретились типичные «ростовские» драконы. По дороге на Нерехту мы отметили змееящеров (родственников из д. Пшеничище по изображению) в Туношне, а вот толстые на коротеньких ножках, хвостатые и языкастые твари из под крыши в Бурмакино скорее напомнали саламандр. Они, как и положено, стерегли ночное солнце, которое находится ниже их.

ko_nerehta_5.jpg
Нерехта

Нерехта Костромской стоящая на земле средневекового Мерского стана по праву может считаться драконьим логовм, это место встречи разных форм и традиций изображений драконо-ящеров. Именно на примере Нерехты можно увидеть различные переходные формы — от ростовско-ярославских натуралистичных (если так можно сказать о драконах), до переходящих в растительные формы, можно даже увидеть как голова дракона переходит в колокольчик, тело — во вьюн.

ko_kostroma_4.jpg
Кострома

В Ипатьевской слободе Костромы, в соседнем с Нерехтой мерянском стане, на деревянных улицах около монастыря мы встретили и драконов с рыбообразно-саламандровым телом, и более извитых. Один из переулков можно было бы так и назвать «Драконий».

Изначально в наши планы входило проверить наличие драконов со стороны Судиславля, и доехать до Кинешмы, где драконов тоже видели и фотографировали. Но невозможно объять необъятное — этот маршрут был оставлен до другой экспедиции.

ivo_privolzhsk_1.jpg
Приволжск

Вдоль берега Волги продолжили мы свою погоню за драконами в сторону Ивановской области. К сожалению, большая часть деревень превратилась в дачи, что в данном конкретном случае повлекло за собой необратимые изменение их архитектурного облика. Ящеры, в том числе, рыбообразные, обнаружились в Приволжске.

До Вичуги мы добрались уже сильно в сумерках, так что о съёмках речь не шла, но знакомые фигуры различить можно было.

ivo_teikovo_1.jpg
Тейково

Последний день экспедиции начался в Тейково, и сразу удачно — драконы фактически сами на нас напали на первой же улице. В ряд стояли три красивых дома — два с драконами, один с глухой резьбой. При выезде из города нам встретились накладные драконы, чем-то похожие на волков, под небосводом.

Однако как далеко в Ивановской области драконы уходят на запад? Игрищи показалось достаточно привлекательным названием, несшим на себе несколько языческий отпечаток. И действительно, драконические мотивы в нём были. Однако всё это меркло по сравнению с увиденным в соседнем Константинове. Из наличников целиком сохранился только один. Огромное, выполненное в технике глухой резьбы солнце. Сверху — два дракона и три женских фигуры…

ivo_konst.jpg
Константиново

Возможно, Константиново и есть один из западных драконьих форпостов в Ивановской области. Во всяком случае, пока мы двигались по направлению к Юрьеву-Польскому, нам они не встречались…

Понятно, что по итогам данной разведки можно сделать лишь предварительные выводы, и необходимо несколько выездов для определения более чётких границ явления. При этом стоит понимать, что при нынешних темпах разрушения определять скоро будет нечего.

Сюжеты тяготеют к определенным областям, но при этом сосуществуют и переходят друг в друга, также, как и разные варианты изображения самих ящеров, то есть существует непрерывность и последовательность, которая привязана к бассейну Верхней Волги, совпадая с направлением новгородской колонизации.

Крылья у ящеров, превращая их в драконов, похоже «отрастают» под влиянеим книжных иллюстраций и лубка. Однако на то, что перед нами — ящер, хозяин рек и озер, воды указывает и «саламандрообразность», и возможность замены на рыб. Об этом же говорит господствующее положение в композиции, сродни композиции новгородских гусель, о которых мы рассказывали вначале — где ящер властвует и над водами небесными — птицы, и получает жертву — кони.

Не даром сюжеты наличников отсылают нас к финно-угорской мифологии. Топонимия и гидронимия драконьей страны, почти сплошь финно-угорская, да и сама она проходит по исторической мерянской земле.

Так что возможно, мы имеем дело с реликтами культа именно ящера, который мог закрепиться и распространиться на данной территории благодаря взаимодействию культуры новгородских финно-славян и мери.

Вместо послесловия:

Драконы-ящеры также встречаются дальше по Волге и в Сибири — там, где при переселении происходил перенос традиции. Но это тема для следующего исследования…

текст О.А. Захарова
фото О.А Захарова, за исключением указанных иначе

Участники экспедиции: О.А.Захарова, И.А. Константинова, Е.И. Константинов
Источник

© 2023, Татьяна (ДраКошка) Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором